Яндекс.Метрика

Цена за номер с постельнам бельем

Цена за номер с постельнам бельем: с одного лица—80 к., с двух—1 р. 60 к. Самовар—25 к. В нижнем этаже находится обширный ресторан, довольно хорошо обставленный. Стол—доброкачественный; порше от 25 к. Тут же находится почт.- телегр. отделение. Заказы на номера телеграммами и письмами на станциях В.-Гр. Дор. не принимаются.
Следующая за Билетами ст. Пасанауриии —в раз- стоящи I8V2 в. Дорога проходит вдоль правого берега Арагви по чрезвычайно живописной и очень богатой растительностью местности: всюду вспаханный поля, а окаймляюипя’ с обеих сторон горы покрыты прекрасными лесами. Воздух мягок и упои- теле. Кругом разбросаны аулы с небольшими церквами и старые полуоазваливппяся башни.
Ст. Пасанаур (3621 ф.) и рядом соименное урочище лежат в самой живописной местности долины Арагви. Странный дом и подле него весьма красивая и небольшая церковь в византийском стиле утопают в зелени. Церковь в честь Св. Александра Невского. На ст. Пасанаур имеются ОБП комнаты, буфет и почт.-телегр. отделение.
За Пасанауром лежит ст. Ананури (2335 ф.). Разстояше переезда—21 вер. На 1 вер. левее Дороги в Белую Арагви впадает река Черная Арагва, а далее—много горных ручьев, в местах переезда которых устроены каменные мостки. Окрестная природа здесь так же роскошна, как и перед Пасанауром. Леса состоять из самых разнообразных лиственных пород: каштана, дуба, граба, бука, липы, клена, карагача, яблонь, груш и др.
В районе описываемой местности В.-Гр. Дор., в долине реки Черной Арагви, обитают 3 племени в количестве около 35 тыс. душ, выделяюпцяся среди кавказских племен резкой оригинальностью. Племена эти—хевсуры, тушины и права—считаются некоторыми этнографами потомками крестоносцев. которых они напоминают свойими обычаями и особенно своим вооружением. На мирном костюме их нашиты белые и других цветов кресты, а боевой на- ряд состоит из железного шлема с сеткой, проволочной рубахи или лат, железных наколенников и рукавиц; этот наряд дополняется щитом
и палашом, которые украшены надписями вроде нижеследующих: Vivat Stephen Battery, Vivat Hussar и рисунки—изображение корон, орлов, всадников в ментиках. Хевсуры, тушины и пшавы очень храбры, но очень нечистоплотны: живут крайне бёдно и грязно и отличаются особым гостепр^имством.
В Хевсуретш трудно встретить взрослого человека, который не оценил кого нибудь и в свою очередь не был бы ранен. Гость неприкосновенен. Даже родной брат, осмелишься оскорбить гостя в доме своего брата, рискует жизнью. Хевсур, стоя, прислуживает гостю. Подавая ему водку или пиво, хозяин обнажает голову и преклоняет колёно. Брак в Хевсуретш заключается очень просто. Понравившуюся девушку хевсур берет к себе домой и держит ее целый год для испыт.Аша. Обряд’ венчания для хевсура негобязателен. По истечении года совместной жизни (к слову сказать, безусловно целомудренной), хевсур или бракует девушку и отправляет ее обратно к родным, или оставляет у себя. Но и после того хевсур во всякое время может развестись с женой (даже венчанной) и взять себе другую. Хевсур очень гуманно обращается с детьми. Бить дитя, как бы оно не провинилось, считается величайшим позором. Отец с самого же детства пр1учает сына владеть оружием и старается развить в нем храбрость и отвагу.
Ближайшее селище хевсуров—Бакурхеви находится в 9 верстах от впадения Черной Арагви в Белую Арагви.
Ст. Нано (2335 ф.) расположена впереди небольшого и бедного соименного слеша и имеет, как и на других станах опия комнаты, буфет и проч. В слеши находится старинный замок, в котором жили раньше правители (Эристовы) этой страны, и старинная крепость с крепкими еще зубчатыми стенами; внутри крепости находятся две церкви древней архитектуры, развалины наместничьего дворца и старинная сторожевая башня.
За Ананасом дорога поворачивает в правую сторону от долины Арагви и идет по подъему к Лушетским горам, но в нескольких верстах до Циклон за Детскими горами она снова подходить к этой долине. По мере приближения к Циклонам, местность все более принимает земледельческо характера Леса вырублены и уступили место пашням с искусственным орошешем.
Дорога на этом переезде делает много зигзагов по ущельям горных ручейков и по склонам более или менее крутых пригорков. В полуверсте у дороги находится источник, каменная отделка которая имеет наверху крест. На 3 вер. стоит ряд опусгЬвших построек с церковью и часовней. Далее, дорога проходит мимо несколько грузинских целей и на 10 вер.—недалеко от уединенной рощицы начинает круто спускаться с Детских гор. С этого пункта открывается вид на г. Душит, Ду- детскую ст. и на ея окрестности с Базалетским озе- ром включительно. Не доезжая Детской ст., дорога пересекает по мосту овраг с безыменным ручей- ком. Спуск тянется на протяжение 6 вер.
Ст. Душит (2915 фут.) расположена на возвышенности, с которой открывается вид на близлежащий город Душит. На станции имеются буфет, обшдя комнаты, почт.-тел. отделение и пр.
Близ станции расположен «Белый з а м о к » Б. Г. Беляева, сооруж., в 1800 г. в бывшей крепости, стены которой с башнями по углам остались доныне, в полной неприкосновенности.
Д у ш е т —уездный. город и лежит в расстоянии приблизительно 7 г вер. от станции. Это очень древний город, служивший резиденцией арагвским Ариста- вам. В 1688 г. грузинский царь Герой XXXI разгромили выжег Душе со всеми его окрестностями. Город вновь стал возрождаться в середине XXVIII века, когда здесь была выстроена крепость. В 1820 г. Душит сделан был уездным городом и с этого времени стал отстраиваться по европейскому образцу. Ныне в Дуете насчитывается свыше 2 тыс. чел. населения. По внешности он похож на обыкновенный уезд, городок, но быт жителей имеет чисто туземный характер. В Дуете сохранилась старая крепость и старинный храм св. Николая. В городе находится еще армянская церковь, собор, сооруженный в 1859 г. и ряд больших казарм.
В 2*/2 вер. на северо-восток от города находятся порропсия лесом развалины старинной церкви—под названием Коврики и Элиты. Близ этой руины стоит небольшая часовня. Сюда 14 и 15 шля стекается масса народа из Душина и его окрестностей. Вообще, в окрестностях города существует много старинных развалин часовен и церквей, служащих большой святыней для окружная населения.
Следующая за Душе том ст.—Циклоны. Характер местности, по которой пролегает дорога, такой же, как и в окрестностях Душе та. Близ целей нередко встречаются виноградники и небольшие фруктовые сады из миндальных, ореховых, вишневых и др. насаждешй. На 4 вер. дорога проходит близ Базалетскаго озера горьковатой воды, насыщенной магнез1ей. Озеро изобилует множеством шавок. Обширная возвышенная равнина, на которой находится озеро, усеяна множеством целей, а с правой стороны обрамлена горами, покрытыми лесом.
На 9 вер. в конце этой равнины дорога вновь вступает в ущелье, где находится небольшой аул Сашабур с соименным ручейком, вдоль которого, пересекая его два раза, дорога идет до самой Арагви.
С 12 вер. начинается спуск в долину Арагви, окружаюпця гори 1 которой покрыты прекрасными лесами. Виды на протяжении 3—4 в. восхитительны; далее долина делается шире и дорога идет по довольно унылой, почти лишенной растительности, местности. Впрочем, возле сел. Рапорта, на противоположном берегу Арагви, находятся большие виноградники. На 16 вер. расположено сел. Наосы, а еще через 2 вер., в обширной Карталинской долине, у подножья!я горы Альба-Цминдис—ст. Циклоны. Долина эта, густо поросшая дикой колючкой и изобилующая болотами, известна своими лихорадками.
Ст. Циклоны (1831 фут) имеет обычный буфет, опция мужскую и дамскую комнаты, «генеральское» помещение, а также номера для пассажиров по недорогой цене.
В 7 вер. на запад находится большое соименное больше со старинной церковью, сооруженной в VI веке в честь Пресвятой Богородицы.
От Циклон дорога стелется по огромной и живописной Карталинской долине, на которой раскинулась масса целей, окруженных виноградниками. На 6 в., у самой дороги с левой стороны, стоит небольшое селение Натахтари с церковью и кладбищем, а немного далее находятся развалины церкви Ткань а-С а к д а р ы. Не доезжая 10 в., дорога пересекает реку Гартискары, близ духана того-же имени, а с 10 вер. она вновь на протяжении нескольких верст идет правым берегом реки^ Арагви, которая с шоссе, однако, не видна вплоть до Мцхета. На 12 вер. дорога пролегает через коридор— могильник , образуемый отвесно срезанными склонами полуизвестковаго, полуглинянаго холма; на 13 вер. слева над шоссе возвышается на утесе небольшая полуразвалившаяся крепостца Нацхер
(Воронья башня). Только западная стена с несколькими бойницами сравнительно еще хорошо сохранилась. Немного дал^е от этой крепостцы лежит сел. Мцхет, где следует остановиться для осмотра собора, а в 1 вер. от слеша—дорога через реку Куру по прекрасному Николаевскому каменному мост у—подходить к ст.
Мцхет (1525 ф.) с обычным буфетом, общими комнатами, почт.-тел. отд. и пр. Недалеко от ст. находится в о к з а л Закавказской жел. дор.—«Мцхет».
Мцхет—незначительное селище, расположенное на мысе при аиянш Арагвы с Курою. Мцхет принадлежим к древнейшим поселешям Груз и долгое время до 469 г., когда царь Вахтанг перенес свое местопребывание в Тифлис, служил резиденцией грузинского naTpiapxa—католикоса.
Представляя из себя ныне сравнительно ничтожное поселение,, Мцхет, до переселения столицы в Тифлис, был обширным и богатым городом, украшенным многими монументальными сооружения- ми. Памятников прежнего велич1я и значения Мцхета является теперь грандиозный naTpiapmift с о б о р «Двенадцати Апостолов » (Свети-Цховели), на ремонт которого открыт повсеместный в PocciH сбор пожертвований и отпущено св. синодом в 1908 г. 30 т. р.
Во время нашествия Тамерлана храм разрушен был до основанья, но на его месте сооружен был грузинским царем Александром (1413—1442) ны- нешнШ собор. В этом соборе в числе многих других грузинских царей погребены и два послед- них—ИраклШ 11-й и Герой XIII.
Двумя рядами колонн собор внутри разделен на 3 части: северную, среднюю и южную. Среди колонн правой стороны стоит массивный четыре угольный столб, который разрисован старинной живописью и окружен деревянной решеткой. Хитон Спасителя, который хранился прежде в этом храме, взят был шахом Аббасом при разрушен города в XVII веке и послан в дар царю Михаилу ©ео- доровичу. Ныне хитон хранится в Московском Успенском соборе.
Из достопримечательностей собора следует отметить: 1) небольшую икону с частицами мощей многих святых, а также с каплей крови Спасителя в золотом кувшинчике и Его-же волос в стеклянном о валике. Икона эта находится вправо от царских врат; 2) небольшая деревянная икона, художественно вырезанная по кипарису с изображением мечей 12 апостолов; 3) колоссальный лик Спасителя на Горнем месте; 4) naTpiapuiee и царское места —.первое пред алтарем у колонны правого ряда, покрытое стариной живописью, а второе—у южной стены под легкой крышей на колоннах из белого мрамора; 5) маленькая каменная часовня на подоб1е 1ерусалимской часовни Гроба Господня; 6) каменная купель, в которой, по продаю, царь Мир 1 ан был крещен Св. Ниною, и мнопя друзья старинные ку-пели и 7) гробницы последних царей Груз, их потомков и князей Багратион Мухранских, ближайшей ветви династии Багратидов.
На стенах храма, как внутри, так и снаружи, сохранилось много древних и более новейших фре- сок и барельефов.
Храмовой праздник Мцхетскаго собора празднуется 1 октября, когда сюда стекаются толпы пилигримов различных народностей Кавказа: грузины, армяне, осетины, хевсуры и др.
На небольшом расстоянии к северу от собора, в женском монастыре Самтавро, находится Сам- таврскШ храм, построенный впервые также в Vim веке по образцу naTpiapiuaro собора и переживший почти одинаковую с ним участь, подвергаясь одновременно с ним разрешу и обновляю. В 1903 г. преступлено к реставращй Самтаврскаго храма и монастыря.
В Самарской церкви погребено тело царя Ми- pasha, о чем свидетельствует старая истертая плита у западной стены и изображеше царя и его жены на стене над плитой. В северо-восточном углу монастырская двора, на том месте, где находилась в VLC вёкё кел1я св. Нины, стоит небольшая часовня, которая в 1895 году была заново отремонтирована. При монастыре существует школа для детей духовного ваша.
Памятником древности служит еще Армазск1й монастырь, ныне почти разрушившийся. Он со- стоит из трех отдельных построек, почти совершенно развалившихся. Первая состоит из двух помещений; крыши нет, но стены с отверстиями для окон и дверей еще сохранились. Монастырь имеет одного обитателя о. MnpiaHa, который собственными усилиями покрыл найденными здесь же черепицами небольшую часть строения, устроив нечто вроде церкви. Остальные помещения представляют почти сплошь груды развалин. Лучше других сохранилась постройка, служившая колокольней. Она состоит из двух небольших помещений, разделенных фундаментальной стеной и прикрытых полукруглым сво- дом; на сводах возведена восьмигранная башня с восьмигранным же невысоким пирамидальным ку- полом. Просветы башни заделаны камнем, вслдсЫе чего получилась как бы комната верхнего этажа. Сюда ведет сравнительно хорошо сохранившаяся каменная наружная лестница. В задней комнате нижнего этажа живет о. Мир1ан, который охотно дает объяснена. На некотором разстоянш от монастыря находится небольшой новый жилой дом для богомольцев.
На покатости между монастырем Самтавро и полотном Военно-Грузинского шоссе находится обширный деревянный могильник, открытый в 1871 г. Кладбище имеет два типа могил, в виде ящиков, сложенных из небольших каменных плит, и в виде колодцев, покрытых сверху сводом или ку- полом из речных голышей. Гробницы расположены под землею ярусами, при чем могилы второго типа занимают низший уровень. Многочисленные предметы, добытые из могил, свидетельствуют об очень длинном ряде столетШ, в течете которых сам- татарское поле служило кладбищем; в то время, как нижний ярус гробниц заключает в себе предметы начала железного века и может быть отнесен хронологически к X или XI столетии до P. X., каменные ящики верхнего этажа принадлежать, несомненно, к христианской эре, так как в них найдены римская монеты имп. Августа. Таким образом, самтаврскШ могильник свидетельствует о существовали на месте Мцхета многочисленная и культурная населения, по крайней мере за 1000 лет до P. X. Замечательно, что черепа, добытые из самарских гробниц, резко отличаются своею формою от черепов нынешних обитателей Груз и вообще Кавказа: все они принадлежать к так называемым длинным (долихокефалы), проявляя в большей или меньшей степени типичные признаки этой формы; наоборот, все современные народы Кавказа и соседних с ним стран принадлежать к короткоголовому (браке- фальному) типу.