Яндекс.Метрика

Эпиграфические памятники

Нижне-Архызское городище дало ряд грекоязычных и арабо­язычных эпиграфических памятников:

1} Надпись на стене внутри северного Зеленчукского храма. Скопирована в 1802 г. Потемкиным, опубликована П. Бутковым в 1825 г. Чтение П. Буткова: «Святой Николай покровитель Аспе»[1]. Клапрот и И. Помяловский повторяют чтение П. Буткова без исправ­лений. Замечание И. Помяловского «невероятно» относится не к пе­реводу надписи, а к идентификации городища с городом Успе Тацита и Аспурион Страбона[2]. Дилетантское чтение А. Ж. Кафоева фантас­тично[3]. Принимаем чтение Е. Ч. Скржинской: АГ10С АПОСТОЛОС ПЕТРОС — «Святой апостол Петр»[4].

  • Тем же Потемкиным в 1802 г. открыт каменный крест с г реческой надписью, опубликованный П. Бутковым[5] [6]. Несколько позже Клапрот издал этот памятник с чтением эллиниста Газе: «Иисус •Христос победитель. Годы со дня сотворения мира до сооружения этого креста 6521», т. е. 1013 г.* Чтение Газе разошлось с чтением П. Буткова, находившего в тексте упоминание о погребении двух братьев или’ двух сестер. В упоминавшейся сводке И. Помяловского приведены дешифровки П. Буткова и Газе без авторского коммен­тария, но с поправкой шестой строки: «спаси честной крест»[7]. Окон­чательный вариант чтения рассматриваемой надписи принадлежит В. В. Латышеву, пользовавшемуся эстампажем Д. М. Струкова. Чте­ние В. В. Латышева: «Лета от сотворения мира доныне, честного креста, 6521» (1013 г.)[8].
  • В брошюре о Зеленчукском монастыре[9] изображена, малень­кая плита (вероятно, надгробие) с крестом и греческими буквами X и М — начальные буквы монограмм ХС (Христос) и МР (Матерь). Очевидно, была найдена монахами.
  • В 1900 г. монахи Зеленчукского мужского монастыря нашли на древнем кладбище у «первой церкви» (северного храма) сло­манный каменный крест с надписью. Эстампаж надписи был пере­слан в Археологическую комиссию. Надпись опубликована В. В. Ла­тышевым в следующем чтении: «1C ХС. Слово. Святой Фома. Гос­поди помози рабу твоему Мине. Святой Николай. Святой Георгий»[10].
  • В 1960 г. во время наших раскопок в нартексе северного хра­ма был найден массивный бронзовый крест со сторонами 24,3X 13,7 см и греческой надписью (рис. 28). Текст надписи в чтении Е. Ч. Скржинской гласит: «Обновлен честной крест боголюбивейшим мо­нахом Фомой пресвитером. Года от Адама 6575-го, индикта 5-го» (1067 г.)[11]. Как справедливо замечает Е. Ч. Скржинская, пресвитер Фома принадлежал к клиру епископии Алании. Крест провинциаль­ной византийской работы. В собственно византийских древностях ему есть много типологических аналогий.
  • В 1961 г. во время наших раскопок церкви № 10 в кладке

северной стены найден обломок песчаниковой плиты-надгробия с арабской куфической надписью. Надпись прочтена и опубликована Л. И. Лавровым и В. А. Крачковской; чтение обоих исследователей совпадает. «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Нет бога (кроме Аллаха, Мухаммед посланник Аллаха)»1 По палеографиче­ским признакам Л. И. Лавров датирует надпись XI—XII вв., В. А. Крачковская — третьей четвертью XI века.

  • Тогда же в кладке той же церкви нами обнаружена еще од­

на плита с арабской куфической надписью (рис. 29). Надпись про­чтена и опубликована Л. И. Лавровым и В. А. Крачковской, пере­воды почти аутентичны:           «…ал-аввал четыреста тридцать шестого

года», за исключением небольших расхождений в дате. Л. И. Лав­ров относит дату ко времени с 26 сентября по 23 декабря 1044 г.; В. А. Крачковская — с 16 сентября по 15 октября 1045 гг.

  • В 1964 г. обломок песчаниковой плиты с врезанным узором и остатками арабских букв был найден в кустах на левом берегу Большого Зеленчука, почти против балки Подорваной. Л. И. Лавров находит здесь фрагмент мусульманской формулы «нет божества кро­ме бога, Мухаммед посланник бога». Датировка ее осталась откры­той, хотя по аналогии с вышеописанными арабскими надписями можно допустить, что и она относится к XI—XII вв.

Отметим, что греческие надписи (как и христианские могиль­ники) происходят исключительно с территории поселка епархии. Этот факт позволяет предположить, что в нем жили лица, владею­щие греческим языком и принадлежавшие к церковному клиру. Не исключено, что это были византийские греки, на что косвенно указы­вают и личные имена Фома и Мина. -Эпиграфические памятники давно дали исследователям возможность сделать аналогичные вы­воды и применительно к Абхазии X века.

Нижне-Архызские греческие надписи принадлежат к греческой эпиграфике, широко представленной на Северном Кавказе и особен­но в верховьях Кубани, а поселок Аланской епархии был тем оча­гом, откуда распространялись греческий язык и письмо. Не слу­чайно именно в Зеленчукском ущелье были предприняты попытки создания местной аланской письменности на основе греческого ал­фавита.

Очень интересны впервые открытые в Карачае средневековые мусульманские арабские надписи. Они вносят «важные коррективы в существующие представления о политической и религиозной исто­рии не только территории Карачая, но и всего Северного Кавказа»[14] [15].

Не касаясь этих широких аспектов и связей в общекавказском масштабе, отметим, что открытие арабских надписей с несомненно­стью свидетельствует о том, что на Нижне-Архызском городище в середине XI века вместе с языческим и христианским населением жила группа лиц, исповедовавшая мусульманство и знавшая араб­ский язык. Тем самым мы вновь подтверждаем наш вывод о нали­чии в Нижнем Архызе различных религий, в том числе и двух «ми­ровых»— христианства и мусульманства.