Яндекс.Метрика

Епископу Петру Николай Мистик

В 42-м письме аланскому епископу Петру Николай Мистик со­ветует ему быть терпеливым с новообращенными «и особенно когда иеповпнующиеся принадлежат к высшему сословию, не из числа на­ходящихся под начальством, а из начальствующих». «С подвласт­ными,— писал патриарх—может быть ты найдешь удобным дейст­вовать и строже, с властью, не позволяя им ничего противозаконно­го; что же касается до таких людей, которые могут воспрепятство­вать спасению целого народа, то необходимо иметь в виду, чтобы в случае нашей строгости к ним как-нибудь не ожесточить их совер­шенно»[1].

Интересно, что это ответ патриарха на жалобы Петра относи­тельно беспорядков в браках между новообращенными. Позже, после первых успехов и укрепления позиций христианства, патриарх тре­бует соблюдения более строгих правил, хотя вновь указывает Петру, что необходимо допускать послабления в отношении князя страны и людей, издавна живущих в «незаконных браках»[2].

Письма Николая Мистика являются документами высокой сте­пени достоверности, ибо он имел прямой и непосредственный кон­такт с миссионерами в Алании и, бесспорно, был хорошо осведом­лен о положении дел. Что за люди, которые, относясь к «высшему сословию», настолько влиятельны, что могут изменить ход христиа­низации, несмотря на то, что сам «правитель Алании» в числе пер­вых принял христианство? Вряд ли мы ошибемся, если будем счи­тать, что это — представители феодальной верхушки аланского об- шества. В свидетельстве Николая Мистика имеется прямое указа­ние на наличие двух противоположных классов — «начальствующих» и «находящихся под начальством».

В аланском государстве не было ни централизованного государ­ственного аппарата, ни юридических норм, которые препятствовали бы развитию партикуляристских тенденций крупных феодалов. Эти обстоятельства способствовали быстрому росту экономической и по­литической самостоятельности местных феодальных владетелен.

Экономическое и политическое усиление местных феодальных владетелей в конце концов привело к ослаблению центральной влас­ти и усилению тенденции децентрализации. Начался процесс распа­да аланской государственности.

Когда именно начался этот процесс — определить трудно. Как и всякое длительное историческое явление, феодальная раздроблен­ность складывалась постепенно, и в исторических документах она получила свое отражение уже тогда, когда стала достаточно утвер­дившимся и видимым фактом.

[1]  Прибавления к изданию творений святых отцов в русском пере­воде, ч. XX, М., 1861, стр. 255.

[2]  Там же, стр. 256.