Яндекс.Метрика

И христиане, и мусульмане находились в постоян-ной переписке

И христиане, и мусульмане находились в постоян-ной переписке с областным и окружным начальством. Каждая из сторон просила выселить противоположную из селения. Ходатайство христиан перед начальником Терской области и Наказным атаманом поддерживало православное духовенство, в том числе бывший епископ Владикавказский, преосвященный Петр. В мае 1891 г. на имя начальника Терской области генерал-лейтенанта Каханова было подано очередное прошение доверен¬ных от христианского населения Новоурухского обще¬ства Душета Фарниева и Дзици Басиева с просьбой о вы-селении магометан и ренегатов.
Отвечая на запрос начальника Терской области по этому вопросу, начальник Владикавказского округа пол-ковник Голубов в марте 1892 г. писал, что исполнить дан¬ное решение в настоящее время не представляется воз¬можным. Он отмечал, что выселить из Нового Уруха ма-
гометан и ренегатов «значило бы снова поставить их в положение безземельных, так как нет никакого сомне-ния в том, что ни одно из сельских обществ в настоящее время не примет их в свою среду, а свободных казенных земель для поселения их не имеется»154.
Но противостояние между христианами и магомета-нами приобретало все более обостренный характер. Во избежание дальнейшего осложнения конфликтной си-туации правление Терской области по настоянию Вла-дикавказского епископа в 1892 г. дало распоряжение окружному начальству решить проблему в скорейшем времени. В конце концов, выход был найден, и христи¬ан и магометан развели по разные берега Уруха. На пра¬вом берегу реки, почти напротив Нового Уруха было за-ложено новое селение — Дзагепбарз (Теккаевское), в ко-тором поселились все мусульманские семейства.
В 1865 г. на левом берегу рекиЛескен в бывших мур- тазовских владениях с разрешения областного началь-ства поселились 12 семейств лезгорцев из Донифарсско- го прихода. Большинство переселенцев были представи-телями фамилии Хаевых, поэтому поселок получил на-звание Хаевский. Вскоре сюда же перебрались 24 семей-ства из бывшего аула Кабанова: Гегиевы, Кабалоевы, Ке- бековы, Комеховы, Царикаевы, Чехтисовы и другие.
В начале 1880-х гг. в Хаевский поселок переселились с семьями Хаджумар Дзагуров, Хадзимет Надгиреев, То- тырбек Тотоев. Несколько позднее 42 дигорских семей¬ства, в том числе Адаевы, Асановы Имлахановы, Карае¬вы, Макоевы, купили у кабардинских землевладельцев Тембота и Хату Анзоровых 500 десятин, а у Умара Когол- кина 152,5 десятины земли, примыкавшей к поселку. В де¬кабре 1893 г. разросшийся поселок был преобразован в се-ление и переименован в Лескен по аналогии с названием реки, на которой он был заложен почти 30 лет назад155.
В 1890-е гг. с разрешения администрации Терской об¬ласти был создан еще ряд поселений на предгорной рав¬нине и в районе Моздока. Среди них — Новая Саниба, заложенная выходцами из горной Санибы Тагаурско- го ущелья на земле Гизельской казенной дачи, а также хутор Веселый, основанный переселенцами из Наро- Мамисонского прихода Владикавказского округа и Ду- шетского уезда Тбилисской губернии вблизи Моздока.