К вопросу о рабстве в Алании
Алания относится к числу тех «варварских» стран, которые подобно германцам и славянам «не довели у себя эту зависимость до вполне развитого рабства…»[1] и миновали в своем развитии рабовладение как социально-экономическую формацию. По словам Ф. Энгельса, «в первобытных общинах с общей собственностью -на землю рабство либо вовсе не существовало, либо играло лишь весьма подчиненную роль»[2].
В «варварском» аланском обществе не было необходимых условий для развития рабовладельческого способа производства, т. к. община давала возможность получения не только необходимого, но и прибавочного продукта. Использование труда лично свободного крестьянина-общинника, его инициативы, собственной заинтересованности в хозяйстве и длительных земледельческих навыков было более рационально по сравнению с рабским малопроизводительным трудом. Но элементы неразвитых рабовладельческих отношений в Алании существовали, и в этом смысле она не представляла никакого исключения.
Хорошо осведомленный анонимный автор XIII века в своем сочинении по географии Кавказа указывает, что в городе Аланийэ, расположенном «между Абхазом и Кыпчаком, много мусульман. Его товары: рабы (гулам), девушки — рабыни (кенизек) и мерлушка>>[3].
Сообщение персидского анонима подтверждается свидетельством доминиканца Юлиана, побывавшего в Алании в XIII веке.. Не имея средств продолжать свой путь в поисках восточных венгров, Юлиан и его спутники решили продать двух своих товарищей, но< не нашли покупателей, так как продаваемые не умели ни пахать, ни молоть[4]. Из этого документа видно, что в XIII веке работорговля в Алании существовала, а труд рабов применялся на тяжелых сельскохозяйственных работах.
Благодаря одной из последних работ В. Ф. Минорского мы знаем, что сами аланы тоже были объектом работорговли, очевидно, попадая в плен во время военных конфликтов. В источнике XI века «Кабус-наме» сказано, что рабы из тюрок, русов, славян и алан поступали на рынок Дербента[5].
Археологический материал, который можно связать с данной темой, очень невелик.
При раскопках Змейского катакомбного могильника нами было вскрыто 14 грунтовых могил, расположенных на том же погребальном поле. Из этого числа могил пять детских, одна могила с инвентарем VI—V вв. до н. э., остальные 8 погребений принадлежали взрослым субъектам и относились к XI—XII вв.
Рассматриваемые 8 погребений были расположены вне катакомб и без соблюдения какой-либо системы в ориентировке (юг, юго- запад, юго-восток, северо-запад, северо-восток). Чем объяснить появление этих погребений, имеющих с катакомбным могильником только общую территорию и время?
Можно предположить, что взрослые, погребенные не в катакомбах, а в грунтовых ямах, и, как правило, без вещей, не были равноправными членами общества. Нужно учесть, что пережитки родового строя были еще чрезвычайно крепки и многие старые представления полностью сохраняли свою силу. К числу таковых относится и обычай погребения сородичей на своих родовых участках кладбища и по традиционному тысячелетнему погребальному обряду. В силу этих традиций род не мог допустить погребение одного из своих членов не по принятому ритуалу. У многих народов Кавказа, в том числе и у осетин, вплоть до недавнего времени сохранялся обычай обязательного погребения сородичей на родовом кладбище, причем даже в тех случаях, когда человек умирал вдали от родины.