Яндекс.Метрика

Каково происхождение и функции царской власти у алан

Каково происхождение и функции царской власти у алан — су­дить трудно. Вероятнее всего считать, что институт царской власти возник здесь на базе сильной и выделившейся из родового общества родоплеменной верхушки, постепенно присвоившей себе право насле­дования власти. «Вошедшее в обычай замещение родовых должно­стей членами определенных семей превратилось уже в мало оспари­ваемое право этих семей на занятие общественных должностей… эти семьи, и без того могущественные благодаря своему богатству, начали складываться вне своих родов в особый привилегированный класс»[1].

Эти наблюдения Ф. Энгельса, относящиеся к древнегреческому ^обществу, применимы и к аланскому обществу. Аналогичные процес­сы устанавливаются и у некоторых соседних народов феодальной эпохи. Аланские цари — это вчерашние племенные вожди и воена­чальники, ставшие во главе крупного племенного объединения. Имен­но такими вождями-военачальниками были Саросий и Итаз — пред­шественники Дургулеля Великого.

Основные функции, которые осуществлялись царями Алании — политическое и военное руководство, организация военных сил. Ни­каких данных о судебных функциях царей, применявшихся сред­ствах принуждения и о возможно существовавшей даннической сис­теме, в нашем распоряжении нет.

Есть основания полагать, что царская власть не была единствен­ным институтом общественного управления зарождавшегося аланско­го государства. Старая родовая знать, по-видимому, еще сохраняла значение и в известной мере ограничивала царскую власть. Имеем в виду только что приводившийся отрывок из «Церемоний византий­ского двора», где наряду с чисто официально-государственным титу­лом эксусиократора Алании упомянут архонт Асии, т. е. «старейши­на» асов — понятие, целиком связанное с родовым строем.

Употребление старого родового термина в данном случае показа­тельно. Думается, что те «мтавары» («алдары» нартского эпоса), которые упоминаются в грузинских летописях XI—XII вв., являются ничем иным, как феодализировавшейся старой родовой знатью.

Другим общественным институтом, перенесенным из родового строя в раннефеодальное общество, было народное собрание. Оно зафиксировано в нартском эпосе, сохранившем немало ценных све­дений от той эпохи и дополняющем скудные сведения средневеко­вых авторов. Однако в эпосе собрания на нихасе в основном связа­ны с предшествующей дофеодальной эпохой и в рассматриваемое время, очевидно, имели уже второстепенное значение, разрешая воп- ресы местной жизни и обычного права.

[1] Маркс К. и Энгельс Ф., т. 21, стр. 111.