Яндекс.Метрика

Любопытно количественное соотношение

Любопытно количественное соотношение между представителя­ми формирующегося класса феодалов и рядовыми общинниками. 15 богатых погребений в катакомбах № 3, 9, 14, 15 и 36 составляют менее 5% от общего числа 294. Эти цифры ярко характеризуют вну­треннее состояние аланского общества в XI—XII вв. и разделение его на два класса — кучку феодальной знати и массу трудящихся крестьян-общинников.

Интересные наблюдения можно сделать и при изучении распре­деления оружия по погребениям. Наиболее эффективным оружием ближнего боя была сабля. Но она могла успешно использоваться лишь при наличии боевого коня и необходимого снаряжения — сед­ла, уздечки, стремян и т. д. Все это стоило дорого и было не под си­лу рядовым общинникам.

Картографирование сабель по могилам убедительно иллюстриру­ет сказанное. Как правило, сабли встречаются в наиболее богатых погребениях. В катакомбах № 3, 9, 14 и 15 каждый мужчина — всад­ник с саблей и лишь в катакомбах № 36 одни вооружен копьем. Всего же на эти пять катакомб с десятью мужчинами, погребенными в них, приходится 9 сабель.

Сабли встречаются и в других погребениях, но это в основном «рядовые» сабли, лишенные какой-либо отделки. По всей вероятно-, сти, они принадлежали простым воинам-дружинникам.

Сильная конная дружина была опорой власти князя, его ору­дием в борьбе не только с соседними феодальными владетелями, но и с собственными крестьянами-общинниками.

Судя по приведенным выше фактам, аланская дружина была социально неоднородной. Ее основу составляли бедные рядовые дру­жинники, жившие главным образом крестьянским трудом и почти ничем не отличавшиеся от крестьян. По существу это та «молод- шая» дружина, которая хорошо известна в домонгольской Руси. Бо­гатые феодализирующиеся дружинники, особенно сородичи князя, составляли, как и на Руси, «старейшую» дружину — ближайшее ок­ружение князя.

В отличие от дружинников почти все остальные мужские ске­леты сопровождались железными топорами-секирами и ножами. Стрелы в этих погребениях весьма редки, что говорит о монополии дружинников не только на саблю, ко и на лук. Масса пеших кре­стьян, вооруженных секирами и ножами, могла составлять типичное средневековое крестьянское ополчение, созываемое князем и его со­ветом в случае военной опасности.

Достаточно массовый материал Змейского могильника знакомит пас в миниатюре с общественным строем алан в XI—XII вв. Он не оставляет сомнения в том, что Алания в это время была страной с четко выраженными чертами раннего феодализма, переплетавшегося с остатками родовых отношений.

В ^Х—XII вв. в верховьях Кубани существовал очень своеоб­разный тип могильного сооружения, в своих истоках восходящий к протоадыгским культурам эпохи бронзы. Это монументальные доль­менообразные склепы.

Не задерживаясь здесь на детальном описании, отметим значи­тельность размеров, сложность конструкции, мастерство и тщатель­ность выполнения работ по сооружению и отделке склепов, требо­вавших затраты большого количества времени и материальных средств. Особенно великолепен уникальный склеп № 1 р. Кривой (рззе. 20), состоящий из 9 огромных плит, сплошь покрытых рельеф­ными многофигурными композициями. Поражает передняя стена склепа, вытесанная из монолитной плиты. Склеп был покрыт дву­скатной каменной крышей и стоял на двухступенчатом подиуме, сло­женном из больших тесаных плит.

Следует отметить, что склеп № 1 находится в окружении еще 30 таких же дольменообразных склепов, но более скромных по ве­личине и отделке. Взятые в совокупности, они образуют особый уча­сток обширного раннесредневекового могильника, состоящего из наземных каменных гробниц, числом не менее 150. Последние пред­ставляют самый распространенный в верхнем Прикубанье тип рядо­вых раннесредневековых могил. В конструктивном отношении они связаны некоторыми чертами с дольменообразными склепами. Но в социальном отношении между ними невозможно поставить знак ра-

венства. Монументальные орнаментированные склепы резко отлича­ются от скромных, сложенных из битого камня гробниц. Дольмено­образные склепы могли принадлежать только социальной верхушке местного общества, ибо их сооружение было явно не по плечу рядо­вому населению. Трудоемкий процесс сооружения склепа предпола- !ает применение подневольного труда, который в рассматриваемую эпоху и в конкретной исторической обстановке мог быть феодаль­ным.

Конечно, не случайно богатые дольменообразные склепы концен­трируются в одном месте могильника. Это участок, занятый моги­лами феодальной знати, отделившейся от простого народа не только на городище, но и на кладбище.