Яндекс.Метрика

Моздокская школа

Моздокская школа закладывала основу формиро¬вания осетинской интеллигенции. Некоторые учащиеся после ее окончания продолжали свое обучение в астра¬ханской и тбилисской духовных семинариях, в других культурно-просветительских центрах России. Выпуск¬ники школы несли в осетинское общество образование и культуру, выступали посредниками между осетинской и русской культурами.
Присоединение Осетии к России ускорило переселе¬ние горцев в моздокские степи. На рубеже XVIII — XIX вв.
они являлись одним из основных объектов переселенче¬ских устремлений осетин. В поисках защиты от посто¬янных внешних нападений различных банд переселен¬цы предпочитали селиться в тех местах, где уже имелись русские казачьи станицы, военные форпосты и крепо-сти. Так, в конце XVIII — начале XIX вв. вокруг Моздо¬ка рядом с казачьими станицами возникли поселения: Ос-Багатар, Осетинское, хутор Джикаевых и другие25. Разумность подобного шага была очевидна, так как, не¬смотря на распоряжение русских властей об огражде¬нии переселенцев «как российских подданных от всяких утеснений со стороны прочих народов», на самом деле было крайне проблематично обеспечить их защиту из-за постоянных набегов отрядов крымских ханов, местных феодалов и абреков.
Переселявшиеся в моздокские степи осетины стол¬кнулись со сложнейшей проблемой — отсутствием воды. В поисках ее приходилось копать колодцы на глубину до 50 метров. Не всегда тяжелый и изнурительный труд де¬сятков людей увенчивался успехом. Человек, выкопав¬ший удачно колодец (цьай) приобретал особый статус, он считался основателем хутора (поселения). Часто в знак признательности его именем называли хутор. Ме¬сто поселения новоселы именовали «цай», а себя не осе¬тинами, а цайта26. На начальных этапах район Моздо¬ка особенно активно осваивался выходцами из Дигор- ского общества, позднее сюда устремились также высе¬ленцы из других осетинских обществ. Здесь закладыва¬лась основа дружественных отношений между русским и осетинским народами.