Яндекс.Метрика

Наши наблюдения 1965 г.

Наши наблюдения 1965 г. показывают, что первоначально храм: был задуман как здание чистого крестового плана без боковых ап» сид, но в ходе строительства был переделан в трехапсидный храм с вписанной восточной частью креста. Открытая западная часть храма сильно вытянута за счет единственного притвора, восточная часть завершается тремя апсидами, из коих средняя шире и глубже боко­вых. и прорезана тремя узкими окнами. В храм вели три входа — в северной и южной стенах трансепта и в западной стене притвора и экзонартекса. Последний, портальный вход был главным, высота его равна 5,4 метра.

Внешние массы храма представляют крестообразный массив, доминирующий над пониженными помещениями апсид и притвора и находящийся в соответствии с планом. Храм увенчан главой, состо­ящей из цилиндрического барабана с 8 окнами и низкого шатрового купола. Глава покоится на четырех пандативах и подпружных арках, опирающихся на выступающие полочки — импосты в верхней части пилястр. Перекрыт храм хорошо сохранившимися каменным коро­бовыми сводами с двускатным и односкатным покрытием из тонких плит. Черепицы нет, кирпич употреблен только в арках и арочных

 

завершениях входных и оконных проемов. Интерьер этого храма так же строг и лаконичен, как и интерьер северного храма, и украшен четырьмя декоративными арками, сходными с арками северного хра- ма. Кладка обоих храмов также одинаковая — тесаные песчанико­вые квадры и плиты на известковом растворе, с бутобетонным за­полнением между панцирями.

Датировка среднего храма сложна, никаких прямо датирующих материалов нет. На основании той тесной связи, которая выявляет­ся при сравнительном анализе северного и среднего храмов, время строительства последнего нельзя отодвигать далеко от второй чет­верти X века — времени строительства северного храма. Средний храм, очевидно, был построен несколько раньше северного — скорее всего в 20-х годах X века — и служил первым местопребыванием аланского митрополита, пока не был возведен кафедральный север­ный храм.

Что касается историко-архитектурной интерпретации среднего храма, то следует указать на ощутимые восточно-византийские (ма- лоазийские) истоки его архитектуры и одновременную типологиче­скую связь с некоторыми памятниками Западной Грузии и Абхазии, находившимися в географическом и культурно-историческом контак­те с малоазийскими провинциями Византии.