Яндекс.Метрика

Но все-таки с годами жизнь поселенцев

Но все-таки с го¬дами жизнь посе¬ленцев налажива-лась, становилась более обеспеченной и благоустроенной.
«Осетины, — свиде¬тельствовал доку¬мент 1826 г., — выве-денные по желанию и вышедшие сами собою из гор, жи-вут при городе Моз¬доке и в двух дерев¬нях Черноярской и Новоосетинской…
Народ сей, сколько был беден при по¬селении, столько те-перь изобилует хле¬бом и скотом»33. По мере развития хо-зяйственной деятельности, укрепления материально¬го благосостояния росла численность жителей станиц. В 1874 г. в Черноярской проживали 1009 человек и Новоо-сетинской 1187 человек, в том числе мужчин насчитыва-лось соответственно 540 и 601 человек34.
Находясь в окружении русских станиц и поселе¬ний, казаки-осетины старались сохранить в повседнев¬
ном быту законы и обычаи, присущие их соплеменни¬кам в горах. В пределах своих станиц они разговарива¬ли на языке предков, и в то же время все население, от мала до велика, владело русским языком. Знание рус¬ского языка было жизненно необходимым, поскольку он выступал в качестве языка межнационального общения на всем пространстве Северного Кавказа, превративше¬гося в арену встречи многочисленных народов Россий¬ской империи.
Большое внимание станичники уделяли воспита¬нию детей. До 8-9 лет мальчики и девочки воспитыва¬лись вместе, находясь под присмотром матери. Даль¬ше начиналось раздельное воспитание детей. Маль¬чики попадали «под исключительное влияние отца», осваивая навыки жизни «служилого люда», обучаясь боевым искусствам, верховой езде и пр. Девочки оста¬вались на попечении матери. Они учились шить, гото¬вить еду, ухаживать за младшими братьями и сестра¬ми. Казаки-осетины строго соблюдали правила горско¬го этикета. По воспоминаниям современников «в вос¬питании детей население держится принципов горско¬го воспитания: при старших не выражать своих сужде¬ний, оказывать старшему всевозможные услуги, усту¬пать старшему место, когда он подходит, не садиться без приглашения».
Заметное внимание уделялось обучению детей гра-моте. До открытия в станицах собственных школ, дети получали начальное образование в горной школе Наль-чика, полковой школе Екатеринограда, Моздокской се-минарии и Владикавказском реальном училище. По¬сле открытия в Черноярской в 1871 г. школы большин¬ство станичных мальчиков стали ее учениками. С конца XIX в. и для девочек появилась возможность обучаться в трехклассной школе35.