Яндекс.Метрика

Окончательный проект князя Эристова

Окончательный проект князя Эристова о размеже¬вании дигорских земель был одобрен наместником на Кавказе М.С. Воронцовым, а затем отправлен на рассмо¬трение в Петербург, где был утвержден на высочайшем уровне специальным манифестом Николая I.
Заселение происходило стремительно. Желание по¬скорее покинуть земли баделят было так сильно, что, как только населению было объявлено о разрешении переходить на новые земли, оно, по выражению Б.П. Берозова, «как горный поток хлынуло к указанным участкам»121.
Уже в августе-сентябре 1852 г. на выделенных зем¬лях обосновались первые жители. Это были подвласт¬ные Тугановым крестьяне из селения Дур-Дур и не¬большого предгорного аула Кусхо-Майхо. В новом се¬лении, получившем официальное название — Вольно- Христиановское (позднее оно было переименовано в Ново-Христиановское) к концу года поселилось 160 се¬мейств. Среди первопоселенцев были Габис, Ганар, Дза- бо, Марзабек Акоевы, Кади Барсагов, Кудай Бакаев, Гуй- ман, Елмурза и Осса Газдаровы, Кайтук Гарданов, Гула Гатуев, Сабе Дзагуров, Гамузи, Даки, Тало Золоевы, Са- баз Кесаев, Бабай, Брег, Гуаччи Корнаевы, Гиго Мамаев, Бази Савхалов, Базе Тихилов, Бекмурза, Марзабек Тогое- вы, Кайсын Толасов, Иналук, Исуп, Савай, Савкуй Тото- евы, Алексей Туккаев и многие другие.
Селение быстро росло. В 1859 г. в Вольно- Христиановском насчитывалось уже 280 дворов, а в 1866 г. более 350. В эти годы оно пополнялось в основном за счет переселенцев из кубатиевских аулов. Это были Аба¬евы, Абиевы, Гибизовы, Гостиевы, Гулуевы, Дедегкае- вы, Екаевы, Елекоевы, Зигоевы, Кагермазовы. Кевросо- вы, Кетоевы, Кибиевы, Кибизовыми, Колоевы, Кудзое- вы, Олисаевы, Собиевы, Тавасиевы, Темираевы, Толасо- вы, Туаевы, Уруймаговы, Цаголовы, Цебоевы и другие.
Христиановское в 1852-1874 гг. представляло собой большую деревню, разбитую на кварталы по призна¬ку родства. Каждый хозяин обносил свой двор плетнем на жердях из дуба или бузины. Отдельные домохозяева ставили ограду из досок на дубовых столбах. Все дома были крыты соломой и стояли среди усадьбы лицом на восток. Перед домом огород или ветвистый столб, ствол или сруб дерева для сушки кукурузных кочанов. Вдоль улицы сарай для арб, а подле него кунацкая для гостей. На улице у ворот коновязь и бревно для нихаса. Воро¬та во двор и в хлев запирались деревянными перекла¬динами122.