Яндекс.Метрика

В Пробуждение симпатий среди местного населения

В Пробуждение симпатий среди местного населения к российским властям и привлечение новых пересе¬ленцев в Моздок осуществлялось и через просветитель¬скую деятельность миссионерских организаций. О высо¬ком предназначении миссионерских организаций в во-влечении кавказских народов в орбиту влияния Россий-ской империи свидетельствовало послание от 1771 г. Ека¬терины II астраханскому губернатору. В своем письме она подчеркивала: «Нет лучшего способа по обстоятель-ствам осетинцев и ингушцев учинить их прямыми хри-стианами, к здешней стороне приверженными, как про-свещением из них молодых людей»23.
За несколько лет до этого, в 1764 г. на основании ука¬за, подписанного 27 сентября императрицей Екатериной II в Моздоке, была открыта первая осетинская школа. От¬крытие школы явилось важным событием в культурной жизни осетинского народа. Оно способствовало появле¬нию первого осетинского букваря и печатных книг на основе грузинской графики и церковно-славянского ал-
фавита. Формально доступ в школу имели все предста¬вители осетинского общества, но учились в ней в основ¬ном дети из знатных фамилий. Число учеников в Моз¬докской школе в разные годы колебалось от 4 до 46 че¬ловек. Каждому из обучаемых выплачивалось пособие в размере 4 рублей в месяц для детей старшин и двух ру¬блей для выходцев из простого народа. Педагогическому персоналу указывалось придерживаться в обращении с детьми горцев «такой строгости, как и с российскими».
Моздокская школа не имела четко определенной учебной программы. Она функционировала по образ¬цу существовавших в то время российских школ. Заня¬тия с учениками проводились в произвольной форме, и нередко зависели от уровня подготовленности и педа¬гогических навыков учителей. Но, несмотря на недоче¬ты в деятельности Моздокской школы, очевидные с точ¬ки зрения современной науки и педагогической практи¬ки, следует признать, что она с успехом выполняла свое предназначение, выступая центром ориентации осетин¬ского народа на политическое и социально-культурное сближение с Россией. «Нет лучшего способа воспитания осетин приверженцами России, — вновь повторяла Ека¬терина II в письме астраханскому губернатору Якобию, — чем их просвещение»24.