Яндекс.Метрика

Загубленный шедевр: Петропавловская церковь в Березвечье

Петропавловская церковь в Березвечье, как и большинство памятников виленского барокко, представляла собой трехнефную базилику с трансептом и двюхвежавым главным фасадом. При общей традиционности структуры архитектурный образ сооружения смелый и новаторский. Широкий центральный неф с полукруглым алтарном завершением посередине пересекается равным с ним по высоте трансептом с также закругленными торцами. Как известно, план в виде креста в верхнем сечении базилики (дома Бога), образованный пересечением центрального нефа и трансепта, символизирует распятие. Поэтому в белорусском культовом зодчестве, на столкновении различной конфессиональной символики, весьма существенное значение имела форма этого креста — вытянутый латинский или равноконечным греческий. В Березвецкой церкви план в верхнем сечении (без алтарной части) соответствовал форме равноконечным греческого креста, чем отдавалась дань униатская происхождению храма. В результате этого, благодаря вытянутой алтарной части, создавалось даже впечатление, что во внешней строении масс трансепт нетрадиционно сдвинут в сторону главного фасада.

Перекрещенные двускатные крыши над центральным нефом и трансептом на закругленных торцах завершались выпуклыми фронтонами с пластическим трохпялёсткавым очертанием, напоминавшие диадему. Фигурный барочный фронтон на терке центрального нефа, противоположном главному фасаду, впервые примененный в униатских Софийском соборе в Полоцке (1738-1750), но там он был плоский и отделял более низкую алтарную апсиду. В Березвецкой церкви тема фронтона разработана более полно и многопланово. Три франтоны- «диадемы» венчают каждый свою часть и, как корона, здание в целом, соответственно важному принципу стиля барокко — повиновению частей целому. Мотив этот поддерживали и фигурные фронтоны на торцах монастырских зданий.