Яндекс.Метрика

Экскурсия на Юму из Пятигорска (3181 ф.).

Джо ЦК а я 1-я (она же Юца). Высота подъема от родника 997 ф. Длина пути 1 верста. Подъем только пешком.
К горе Це интересно проехать для того, чтобы посмотреть на тот могуч родник чистейшей пресной воды (830 т. вед. в сутки), который, выбиваясь красивыми каскадами из скалы, снабжает водой гор. Пятигорск и еще дает излишек, стекаюuuifi в речку Юсу.
К Кому водопаду лучше всего проехать на извозчике или верхом. Экипаж по таксе туда и об*- Ратно с часовым простоем стоит 3 р.; верховая лошадь 2—2а/2 р.
У водопада имеется сторожка с крытой галереей, где можно иметь чай, молоко и яйца.
Подъем на вершину Юсы не представляет особенных затруднешй, хотя он значительно круче д^ роге на Машук. Приходится подниматься без дороги по скользкому травянистому склону, а потому необходимо запастись палкою.
Восхождение обыкновенно начинают с родника по южному гребню горы. Чтобы достичь вершины, достаточно 30—40 минут.
С вершины Юсы открывается один из живо- писнёйших видов на окрестности Пятигорска. Особенно хорош оттуда Бештау, являющееся со всеми своими вершинами в превосходной перспективе громадной долины Подкумка. Очень хорош также Машук с раскинутым у его под нож!я Пятигорском. Панорама этих двух гор, снятая с Цы, великолепна на фотографа, а еще более должна быть хороша на полотне масляными красками.
Восхождение на Бештау (656) из Пятигорска.
Колесная грунтовая дорога (на карте IV) от с.- зап. угла двора Лермонтов ск. завода (фабричная труба возле Лермонт. разъезда) идет, полого поднимаясь, по краю возвышенности, спускающейся от подиожш Бештау в юго-вост. направлении. Если смотреть на эту возвышенность с юга (напр., из вагона при подъеме из Пятигорска к Лермонтовскийому разъезду), то можно принять ее за искусственную железнодорожную насыпь. Поднимаясь по этой дороге, нужно держаться левой руки, но не спускаясь с возвышенности.
В 3 в. 207 с. от ж.-д. переезда (279) против безлесного холмика, находящегося на краю возвышенности, у начала леса поставлена доска с надписью (299). Отсюда начинается разработанная в 1902 г. под руководством О. А. Чечета дорожка (на карте V) Кавказского Горного Общ. к вершине Бештау (656) длиною, 3 в. 385 с. при высоте подъема 268 с.
(выс. подема на Машук 183 с.). План дорожки в масштабе 1 :1000 с обозначением крутизны уклонов висит в музее Горн. Общ. Дорожка сразу входит вправо в лес, в балку ручья Гремучий, переходит через высыхающШ летом ручей и мел- Ким лесом поднимается большею частью зигзагами по наиболее высокому и местами скалистому хребту, спускающемуся с главе. вершины на юго-вост. Вид становится особенно живописным там, где дорожка идет по более острому гребню хребта (возле столбика с выс. 472 с.). На высоте 535 с., в 1 в. 300 с. от вершины, дорожка подходит под скалистый об- рыв и, поворачивая вправо, местами по ступенями из камней, то спускаясь, то поднимаясь, переходит на сев.-вост. склон Бештау. На выс. 542 с., в 1 ь. 100 с., не доходя вершины, тропа начинает подниматься зигзагами по сев.-вост. склону горы, причем на высоте 623 с. в 160 с. от вершины проходить по
камен. ступеням между двумя скалами. Это место названо «воротами очаровашка» (на карте находятся между буквами Г. и Б. надписи Г. Бештау). Отсюда дорожка огибает вершину без зигзагов и выходит к находящемуся на вершине бараку с запада, соединяясь в нескольких шагах от него с Железно- водской верховой дорожкой (IS).
Открывающейся с вершины вид описан ниже.
На дорожкё Горн. Общ. кое-где сохранились столбики с обозначением абс. выс. в саженях и раз- стоящий в десятых версты от вершины и от начала дорожки. Ходьбы от завода до начала тропы 45 мин. и отсюда до вершины 1 ч. 30 мин.
До начала дорожки из Пятигорска лучше всего доехать или в фаэтоне или на линейке (нанимают на базаре). До Лермонтовск. разъезд (остановка не- которых поездов с 1-го июня до 15-го сент.) следует во всяком случае доехать по ж. д., так как это самая пыльная и утомительная часть пути (от собора мимо кладбищенской церкви и интендантских складов 3 в.).